За два с половиной года, что мы рассказываем о работе рязанских ученых в карьере Малого Пролома, произошло многое: описали комплекс мезозойских рептилий, как морских, так и летающих. Карьер признали одним из богатейших местонахождением ископаемых акул в мире. Внесли его в Стратегию развития региона. К работе ученых присоединились ученики Шацкой средней школы, сформировав отряд волонтеров-палеонтологов… И исследования продолжаются. Впервые сюда организовали полноценную трехдневную экспедицию, участниками которой стали ученые Алексей Водорезов и Сергей Солонин вместе со студентами Рязанского государственного университета им С.А. Есенина.
Три дня на дне древнего моря
В карьер Малого Пролома на протяжении пяти лет регулярно приезжали ученые и любители палеонтологии. Однако назвать это полноценными экспедициями, как отмечает Сергей Солонин, нельзя.
Сергей Солонин:
«Как правило, мы приезжали на пару часов. Это были, скорее, короткие полевые выезды, нежели полноценные масштабные экспедиции. Наконец, мы приехали сюда на три дня. Разбили палаточный лагерь у подножия карьера. С нами приехали студенты РГУ из института естественных наук. Все они – члены молодежного клуба Русского географического общества при РГУ. К нам присоединились и палеонтологи-любители из Москвы».
За время работы участники экспедиции отобрали сотни образцов. И снова не обошлось без уникальных находок. Например, зуб акулы-ворона (скваликоракса). Ученые и раньше такие находили, но новый образец оказался самым крупным за все время исследований. Его длина составляет три сантиметра, что соответствует размерам зубов взрослой особи.
Акула-ворон – аналог современной тигровой акулы. Ее широкие плоские зубы-лезвия с коронкой, загнутой назад, помогали крепко держать свою жертву и рассекать ее плоть. Опасный древний морской хищник мог достигать пяти метров в длину.
Другая редчайшая находка – это зуб шестижаберной акулы. Его отличает прекрасная сохранность. Нижний зуб такой акулы состоит из множества крупных зазубрин, напоминающих отдельные маленькие зубы. С помощью такого «инструмента» акула «перепиливала» тело своей добычи. Удивительно, но эти акулы дожили до наших дней. Вид считается неопасным для человека. Шестижаберная акула сегодня представляет коммерческий интерес: из ее мяса делают деликатесы, рыбную муку и даже корма для домашних животных.
Как сказал Сергей Солонин, большинство материалов, найденных во время экспедиции, пока останется у ученых для дальнейших исследований. А вот некоторые зубы птиходусов (акул с плоскими зубами, перемалывающими панцири моллюсков) они передадут в музейные фонды.
«Мы не раз говорили о том, что остатки птиходусов – довольно редкая находка для мировой палеонтологии, — говорит Сергей Солонин. – Но у нас за пять лет накопилось действительно много образцов, позволивших подготовить рукопись об этих акулах, которую в начале июля мы с коллегами отправили в высокорейтинговый англоязычный журнал для проверки рецензентами и дальнейшей публикации. И сейчас мы с радостью передадим зубы птиходусов в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. А также в Дарвиновский музей Москвы, работники которого делились с нами материалами по этим акулам, помогая нам таким образом в исследованиях».
«Живые» экспонаты
Как признался Алексей Водорезов, другой целью экспедиции стал поиск гигантской осы сколии. Несколько лет назад он обнаружил ее во время очередной рабочей поездки в Шацкий район. Однако поймать ее тогда не удалось.
«Мои коллеги мне не поверили, что в Шацком районе поселился этот южный вид ос, — улыбается ученый. – Но теперь у меня на руках есть доказательство, что сколии прочно здесь обосновались».
Сколия гигантская достигает пяти сантиметров в длину. Она похожа на шершня, но имеет более темный окрас. Ее часто можно встретить на Кавказе, в Ростовской области, Краснодарском крае. Но с изменением климата оса постепенно расширяет свой ареал обитания. Несмотря на свой устрашающий вид, сколия гигантская – миролюбивое и терпеливое насекомое. Даже если человек будет вести себя достаточно назойливо, оса предпочтет покинуть место ссоры.
Коллекцию насекомых Алексея Водорезова пополнила и бабочка пестрянка. Это небольшое насекомое имеет красные крылья, которые сигнализируют птицам, что есть бабочку нежелательно. Она выделяет синильную кислоту, вызывающую сильнейшее отравление у насекомоядных, что может привести к летальному исходу.
В ожидании нового статуса
Изучая местность и карты, ученые пришли к выводу, что костеносный слой не ограничивается небольшим участком в карьере. И оказались правы. В ходе экспедиции они перешли на противоположный берег ручья, протекающего рядом с карьером, и буквально на поверхности нашли множество интересных экземпляров, в том числе зубы птиходусов.
Сергей Солонин:
«Мы обязательно возьмем этот участок в работу после разрешения на раскопки. Рады, что наши теории по поводу размеров костеносногослоя оказались верны. Это означает, что карьер и его окрестности имеют больший потенциал, нежели предполагали ранее. Сейчас мы активно собираем необходимые документы, чтобы присвоить этому месту статус регионального памятника природы. Объект будет под охраной, что позволит огородить его от происков так называемых «черных копателей», а также станет новой туристической точкой на карте Рязанской области».
Также ученые отметили заинтересованность шатчан в изучении и сохранении этого объекта.
«Приятно, что созданы отряды волонтеров-палеонтологов, к нам на помощь приходят неравнодушные люди, — говорит Сергей Солонин. – Особая благодарность шацкому историку и краеведу Николаю Киселеву. Все эти дни он помогал нашей экспедиции, снабжал водой, предоставил условия для комфортного проживания. Он же консультировал нас по географии предполагаемых точек с выходами пород позднего мела в Шацком районе».
Ученые считают, что у карьера есть все шансы получить статус памятника природы уже совсем скоро. И мы надеемся, что вскоре сможем поделиться этой прекрасной новостью!